«Осень… Стоял ноябрь уж у двора…»

Цель занятия: закрепление понятия «Осень», приметы осени, изменения в природе.
Задачи:
1. систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы;
2. развивать связную речь;
3. развивать мелкую моторику;
4. воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование для занятий:
1. Картинный материал по теме «Осень»: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Терем расписной», «Тихая охота», «Осенние хлопоты»., «На дню погод восемь», «Подготовка к зиме», .
2. Игры-шнуровки: «Корзинка с фруктами», «Корзинка с овощами», «Корзинка с грибами», «Гостинцы для Ежика», «Весёлый хоровод»

Осень – это красивое время года. Можно сказать осень – волшебная. Осенью происходит много изменений в природе. Каждый человек может увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены.

Меняется погода: то тепло, то становится холоднее; часто идут дожди, заморозки, на лужах первые корочки изо льда, первые снежинки.

Листопад: ветер срывает с деревьев и кустарников листочки, и они укрывают землю ярким ковром. Листья яркие, красивые.

Животные, птицы, насекомые чувствуют приближение холода и начинают готовиться к зиме. Делают запасы, готовят домики, меняют свою шубку. Перелётные птицы улетают на юг.

Люди собирают урожай в садах — фрукты, на огородах и на полях — овощи. Осенью все обязательно утепляются, надевают тёплые вещи и тёплую обувь.

Осень сама похожа на сказку. И сегодня мы с вами поиграем.

Игровые задания:
* «Осень какая?» (Если светит солнце – солнечная, если холодно – холодная,…)
* «Отгадайте время года» (Загадки).
* «Осенние месяцы. Назови, не ошибись»
* «Найдите картинку»: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень.
* «Признаки осени»
* «Осенний урожай» (Игры-шнуровки: «Корзинка с фруктами», «Корзинка с овощами», «Корзинка с грибами»)
* «Гостинцы для Ёжика» (Игра-шнуровка).
* «Весёлый хоровод» (Игра-шнуровка).